Фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST впервые пройдет в регионах

Самый посещаемый в России Международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST впервые пройдет за пределами Москвы, в Курской и Белгородской областях, при поддержке Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Решение о масштабировании проекта и начале сотрудничества с Фондом было озвучено 29 июня в пресс-центре ТАСС. В пресс-конференции приняли участие основатель и куратор фестиваля Анастасия Андреева, директор Фонда «Искусство, Наука и Спорт» Фатима Мухомеджан, а также художники-участники фестиваля Александр Тито и Екатерина Шуклина. На мероприятии обсуждались вопросы повышения доступности искусства в регионах, поддержки творческих проектов и художников, развития кадрового потенциала городов в сфере культуры.

Каждую осень ARTLIFE FEST проходит в ЦВЗ Манеж при поддержке Департамента культуры Москвы. На протяжении 5 лет фестиваль собирает на одной площадке работы современных художников со всего мира, организует образовательные мастер-классы и лекции от представителей арт-индустрии, экспертов в области маркетинга, психологии, философии, дизайна и IT. За неделю мероприятие посещает до 60 000 человек.

В этом году площадка фестиваля не ограничивается только столицей: после выставки в Москве экспозиция будет представлена в городах Старый Оскол Белгородской области и Железногорск Курской области. Со слов основателя и куратора фестиваля ARTLIFE FEST Анастасии Андреевой, это стало возможным только благодаря поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

«Вместе с Фондом мы решили, что ARTLIFE FEST TOUR пройдет во второй половине ноября. Все мероприятия в регионах, как и ARTLIFE FEST в Манеже, будут бесплатны для посещения, по предварительной регистрации. Это один из основных принципов нашего фестиваля. Мы рады, что к сотрудничеству и популяризации искусства подключаются не только государственные учреждения, но и ответственный бизнес», – поделилась Анастасия Андреева.

В своем выступлении директор Фонда «Искусство, наука и спорт» рассказала о важности поддержки социально значимых инициатив в области культуры, а также о необходимости профессионального развития молодых талантов.

«Сейчас на всех площадках, когда обсуждают креативную индустрию, говорят о том, что недостаточно быть просто талантливым человеком, надо быть еще очень грамотным менеджером, чтобы уметь свой талант представить и в дальнейшем монетизировать, – рассказала Фатима Мухомеджан. –  В регионах у нас есть Грантовый конкурс «АРТ-ОКНО» и к нему идет образовательная программа, задача которой развить менеджерские компетенции, чтобы уметь свой проект сформировать».

О важности проведения мероприятий современного искусства высказались так же художники.

«Питер, Москва, Казань крупные города, которые немножко избалованные. Горящие глаза в регионах это лучшая оценка интереса к современному искусству. Люди горят и ждут», – отметил художник Александр Тито.

«Поддержка изобразительного искусства, и, в частности, проведение фестиваля, в регионах поможет оказать благоприятное воздействие на культурную среду, эмоциональный фон и сознание людей. Местные авторы смогут увидеть что-то новое, что пишут современные российские и зарубежные художники, сформировать насмотренность и после этого посмотреть свежим взглядом на свои работы», – подчеркнула курская художница Екатерина Шуклина.

В V Международном интерактивном фестивале современного искусства ARTLIFE FEST 2022, который пройдет в ЦВЗ Манеж в Москве с 22 по 27 сентября, примут участие 44 художника из 17 стран: России, Китая, Словакии, Франции, Тайваня, Испании, Греции, Казахстана, Тайланда, Узбекистана, Ирана, Индии, Мексики, Таджикистана, Армении, Италии и США. Некоторые из них планируют очное участие в программе мероприятия.

Посещение фестиваля ARTLIFE FEST бесплатно для всех желающих во всех городах. Необходима предварительная регистрация, количество посетителей не ограничено. Зарегистрироваться на фестиваль в Москве можно уже сейчас на сайте artlife-fest.com Страница регистрации, программа и список участников ARTLIFE FEST в регионах будут опубликованы в сентябре.

На Коренской ярмарке губернатор Курской области обсудил культурный потенциал устойчивого развития региона

24 июня в местечке Свобода на открывшейся там XXI Курской Коренской ярмарке прошла стратегическая сессия, посвященная социокультурному развитию региона. Инициаторами сессии выступили Администрация Курской области и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Дискуссию на тему культурного развития региона и его креативных индустрий открыл губернатор Роман Старовойт.
«Благодарю Фонд «Искусство, наука и спорт» за инициативу. Это наш партнер, который оказывает нам поддержку, реализуя в области мероприятия в части искусства и культуры. Наша задача продолжать события, которые проходят на территории Курской области уже давно, потому что это формирует образ не только прошлого, но и будущего, – сказал губернатор Курской области. – Эта дискуссия в рамках стратегической сессии необходима. И мне важно ознакомиться с мнением участников дискуссии, чтобы создать позитивные устойчивые изменения».

Перед спикерами и участниками дискуссии стояли задачи: сформулировать векторы развития культуры и креативных индустрий в регионе; определить формы государственной и частной поддержки инициатив в этой сфере; выделить барьеры, препятствующие эффективной реализации творческих (креативных) инициатив в области; познакомить с лучшими практиками креативных индустрий лидеров социокультурного развития региона, в том числе представляющих малые города Курской области.

«В 2014 году была принята Государственная программа Курской области «Развитие культуры в Курской области», направленная на модернизацию культурной отрасли региона, поддержку культурных инициатив и внедрение информационных технологий в культурные пространства», – отметила председатель Комитета по культуре Курской области Юлия Полетыкина. – В настоящее время нужно искать новые формы и методы работы с аудиторией. Например, «Школа креативных индустрий». Курская область вошла в 38 пилотных регионов, где будет реализовываться данный проект, в котором молодых людей будут обучать в рамках новых креативных отраслей».

Тему государственного участия в развитии креативных индустрий продолжила Ольга Германова, депутат Государственной думы РФ, член комитета по культуре Думы: «Главная задача для развития креативных индустрий – это высококвалифицированные творческие специалисты и перевод сельских домов культуры в форматы креативных кластеров. Творческие индустрии – это направление, в котором можно и нужно работать».

Социокультурные и инфраструктурные культурные проекты в стране становятся основой развития креативных индустрий. Участники дискуссии отметили, что, поддерживая институциональные проекты в области культуры и творчества, необходимо помнить о поддержке культурных инициатив в регионах и их вклад в креативные индустрии и культурное наследие всей страны.

Директор по коммуникациям Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Николай Троцкий отметил: «У Фонда есть колоссальный опыт по работе с малыми территориями и выстраиванию партнерств. Культурный потенциал развития региона должен формироваться на основе, платформе. В первую очередь – это вовлеченность администрации, ключевой момент в развитии потенциала. Второй момент – это участие крупного и среднего бизнеса. В Курской области это Росатом, Металлоинвест. Бизнес должен включаться в развитие региона. Третье – это общественность. Включенность всех трех сторон – это и есть платформа для развития в Курской области, которая каждый год удивляет новыми практиками и инструментами».

Финалом дискуссии стала резолюция, что для развития креативных индустрий нужен комплекс мер, направленных на вовлечение жителей в разные формы самостоятельной культурной и творческой деятельности – в самом широком смысле слова. И это касается развития всех интеллектуальных и творческих компетенций, а также создания условий для повышения знаний в области креативных индустрий и продвижения инициатив в информационном поле при участии местных властей.

В преддверии своего 1000-летия Суздаль стал доступней: программа «Особый взгляд» продолжает реализацию проекта по созданию тактильных моделей

9 июня Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Министерство культуры РФ открыли третью для «Золотого кольца» тактильную модель, которая создана в рамках совместного проекта «Особый взгляд на «Золотое кольцо». Теперь знаменитый архитектурный объект «Ансамбль Рождественского собора и Архиерейского дома» стал доступен для всех посетителей Суздаля.

В России зарегистрировано около 300 000 людей с инвалидностью по зрению. 20% из них – люди в активном возрасте, которые стремятся вести динамичный образ жизни. Они любят путешествовать, изучают искусство, ходят в театры и музеи. Совместный с Министерством культуры РФ уникальный социокультурный проект Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» «Особый взгляд на «Золотое кольцо» решает проблему адаптации исторических объектов и музейных экспозиций «Золотого кольца», делая их доступными для туристов с инвалидностью по зрению. В рамках инициативы будут установлены уличные металлические тактильные модели для памятников архитектуры и культурного наследия России, часть из которых является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. 

«Для слабовидящих и незрячих это один из главных и лучших инструментов достоверно понять и представить себе визуальный облик наших жемчужин архитектуры. И это крупный проект Фонда, который делается совместно с Министерством культуры, решение о котором было принято в прошлом году на ПМЭФ. Это большая, хорошая, правильная работа, которую начали, и дай бог, она будет дальше продолжаться. Это важно именно для этих людей, чтобы они могли чувствовать себя полноценными туристами и посетителями наших прекрасных музеев, которыми мы очень гордимся», – сказала на церемонии открытия объекта директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елена Харламова.

За 2021-2023 год архитектурные объекты восьми городов «Золотого кольца» России станут доступными для незрячих туристов. Первая тактильная модель Дворца царевича Димитрия была открыта в Угличе в декабре 2021 года. Второй моделью стала Церковь царевича Димитрия «На крови». «Ансамбль Рождественского собора и Архиерейского дома» сталатретьей тактильной моделью, которая открывается в рамках проекта «Особый взгляд на «Золотое кольцо», но первая во Владимирской области.

«Это не просто арт-объект, а действительно историческая копия памятника. Длительный процесс работы не только скульптора, но и музейных исследователей и ювелиров. Именно эта командная работа позволила создать в мельчайших деталях элементы облика архитектурного ансамбля.  Надеемся, что тактильная модель в скором времени станет его неотъемлемой частью», – отметил заместитель руководителя программы «Особый взгляд» Владимир Плехов.

Суздальский кремль – самая значимая достопримечательность одного из городов «Золотого Кольца», архитектурные памятники которых признаны всем миром. Это самое сердце одного из древнейших русских городов, который в 2024 году отметит свое официальное 1000-летие. Открытие модели «Ансамбля Рождественского собора и Архиерейского дома» в Суздальском кремле – это один из первых шагов к обновлению и преображению города-заповедника Владимирской области.

«Для нас эта модель стала очень ценным подарком. И сегодня она уже была опробована людьми с нарушением зрения, представителями Владимирского общества слепых и они очень высоко его оценили», – сказал и.о. генерального директора Государственного Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника Сергей Рыбаков.

«Маэстро и дети»: концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и юных талантов страны состоялся в Москве

30 мая в Московском международном Доме музыки состоялся яркий финал II Межрегионального фестиваля классического искусства “Viva Maestro!”. На одной сцене с музыкантами Государственногокамерного оркестра «Виртуозы Москвы» выступили лучшие участники фестиваля – одаренные дети из Курской, Белгородской, Оренбургской областей, а также из Москвы.

В камерном зале Московского международного Дома музыки участники фестиваля выступали впервые. Такую возможность они получили благодаря поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука, спорт», компании «Металлоинвест» и Президентского фонда культурных инициатив.

Открыл концерт специальный гость – солист московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов Гайк Казазян. В дуэте с ученицей ДМШ № 5 (Старый Оскол) Миланой Поварницыной маэстро исполнил «Концерт ре минор для 2-х скрипок с оркестром» И.С. Баха. В исполнении юных старооскольских пианисток прозвучали джазовые произведения А Цфасмана. Исключительной особенностью концерта стало выступление 14-летней Ксении Курлович из московской центральной музыкальной школы. За арфой она исполнила «Арию в классическом стиле» М.Гранджани. Публика одинаково громко и восторженно встречала как маэстро, так и юных артистов. Завершился музыкальный вечер выступлением Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьева.

Отметим, что концерт стал финальным мероприятием II Межрегионального фестиваля классического искусства «Viva Maestro!», который ежегодно проходит в Белгородской области. В рамках него прошли пять концертов на лучших концертных и филармонических площадках регионов страны. Более 50 одаренных учеников музыкальных школ и колледжей Белгородской и Курской областей выступили с тремя разными составами оркестров: симфоническим, оркестром русских народных инструментов и камерным «Виртуозы Москвы».  Прежде чем выйти на одну сцену с профессионалами, юные музыканты прошли цикл мастер классов от знаменитых маэстро.

«Потрясающий проект и уникальная идея объединить на одной сцене разные поколения. Этот диалог совсем юных музыкантов и уже известных исполнителей – счастье для нас и для них. Мы наблюдаем, как они растут, развиваются, как становятся настоящими музыкантами и делают свои первые шаги на большую сцену. Они приобретают опыт и учатся», – поделилась впечатлениями маэстро Екатерина Мочалова.

В Санкт-Петербурге прошел форум-фестиваль «Особый взгляд»

Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» прошел на Новой сцене Александринского театра. Участниками фестиваля стали 270 человек из 24 российских городов, спектакли посмотрели более 1500 зрителей.

Организаторами форума-фестиваля выступили Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд» и Центр творческих проектов «Инклюзион» при участии Министерства Культуры РФ, Новой сцены Александринского театра и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Программа форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» составлена из спектаклей и междисциплинарных проектов, которые либо поднимают важные для общества темы, о которых сложно или не принято говорить, либо включают в творческую деятельность людей из уязвимых социальных групп.

В 2022 году программу форума-фестиваля составили 13 спектаклей и 5 междисциплинарных проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Тольятти, Орла, Перми, Набережных Челнов и Нижнего Новгорода.  Это совершенно разные по форме и содержанию проекты: спектакли, созданные профессиональными актерами, постановки, в которых на сцене сосуществуют профессиональные актеры и люди с инвалидностью, перформансы на социальную тематику и пр.

Официальная цель форума-фестиваля — укрепление инклюзии как естественной нормы жизни.«Мы говорим о том, что есть незащищенные группы населения – люди с инвалидностью, сироты, дети, столкнувшиеся с проблемами с законом, женщины, подвергающиеся насилию, беженцы и мигранты, – рассказывает руководитель программы “Особый взгляд” Благотворительного фонда “Искусство, наука и спорт” Ксения Дмитриева. – Программа раскрывает большую палитру тем, а фестиваль становится антологией происходящих социальных изменений.  Таким образом, люди из незащищенных групп становятся рупором, который направлен на повышение уровня  жизни, развитие толерантности у граждан, что ведет к социализации и реализации тех, кому сложнее всего, и решению тех социальных проблем, которые есть в обществе и государстве»

«Новая сцена Александринского театра стремиться стать инклюзивным пространством в самом широком смысле этого слова: мы работаем над тем, чтобы у зрителей с разными возможностями — физическими, социальными, обусловленными географической удаленностью и не только — был одинаковый доступ к нашим событиям, в нашей афише представлены инклюзивные спектакли и спектакли на социальную тематику, – говорит Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра. – Сотрудничество со Вторым всероссийским форум-фестивалем социального театра «Особый взгляд» является для нас важным опытом движения к инклюзии, к тому, чтобы Новая сцена оставалась творческой площадкой, открытой для разного театра и для зрителей с разными возможностями».

«Мы хотим дать не только представление о том, что такое социальный театр, но и предложить инструменты необходимые для его создания. Социальный театр — это не совсем академическая вещь — часто такие проекты создаются людьми вне институций, фондами, небольшими локальными проектами, которым эти знания необходимы», – считает Ксения Дмитриева.

Однако, в этом году самой важной частью форума-фестиваля оказалась не программа и тренинги, а то, что фестиваль стал тем местом встречи и открытого общения, которого очень не хватает.

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» открылась в Музеях Московского Кремля

13 мая в Музеях Московского Кремля открылась выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Масштабный проект проходит при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и впервые познакомит российскую публику с историей европейской дуэли, отраженной в памятниках XVI – XVII веков. Многие экспонаты впервые выставлены в Москве и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве.

«Выставка, задуманная как международный проект, должна была начать работу в марте этого года, но открытие не состоялось: зарубежные музеи отозвали принадлежащие им экспонаты. Но мы приняли решение не закрывать выставку, которую ждали наши посетители, и продолжили работу над ней в новых условиях. Кураторам в самые кратчайшие сроки удалось переработать концепцию экспозиции. Я выражаю самую искреннюю благодарность нашим партнерам – российским музеям, которые пришли на помощь и предоставили уникальные экспонаты, отражающие тему европейской дуэли, и помогли спасти проект», – отмечает Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля.

В экспозиции представлены более 140 экспонатов из восьми российских музеев и библиотек, среди которых Государственный Эрмитаж, Исторический музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Библиотека РАН, Российская государственная библиотека, Российская Национальная библиотека, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Дуэль как популярный исторический сюжет, овеянный ореолом романтики, героизма и любви, известен широкой публике по романам Александра Дюма, Роберта Луиса Стивенсона, Мориса Дрюона и многих других, а также по сериалам и фильмам, включая картину Ридли Скотта «Последняя дуэль». Однако художественные произведения не дают ответы на многие вопросы, которые возникают у зрителя, не знающего реалий эпохи. Состоящая из семи разделов выставка раскроет неизвестные детали, расскажет о том, как менялось понятие дуэли на протяжении многих десятилетий, осветит ключевые моменты, касающиеся дуэлей: судебные поединки Средних веков, «дуэльную лихорадку» второй половины XVI–первой половине XVII века, развитие арсенала для дуэлей и противостояние дуэлянтов и королевской юстиции.

Посетители экспозиций в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца увидят доспехи и разнообразное оружие дуэлянтов, иллюстрированные учебники фехтования и трактаты о правилах судебных поединков. Гости выставки узнают о рождении дуэли как феномена европейской дворянской культуры, познакомятся с легендой о собаке-дуэлянте, обнаружат, что европейские монархи боролись с дуэлями, но на деле мирились с их существованием – вплоть до эпохи «победителя дуэлей» Людовика XIV. На выставке будут представлены живопись, гравюры и уникальные рисунки XVI-XVII веков — в том числе портреты французских королей и таких известных участников поединков, как безжалостный Гийом Дюпра, барон де Витто, или маршал Франции Жан-Батист Бюд де Гебриан.

К выставке «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» в Лектории Музеев Московского Кремля подготовлены разнообразные образовательные программы. Лекционный цикл «Дуэль. Последний довод чести» посвящен оружию и дуэльной практике в странах Западной Европы и России: лекции прочтут кураторы выставки и приглашенные специалисты ведущих вузов и исследовательских институтов. Для подростков 11-14 лет пройдет программа «Дуэльный клуб. По следам королевских мушкетеров», посетив которую участники узнают, как проходили дуэли, какие существовали представления о дворянской чести, чем заканчивались поединки и как королевская власть относилась к дуэлянтам.

Выставка будет интересна широкой аудитории и обещает стать значимым событием в культурной жизни столицы.

Даты проведения выставки: 13 мая – 14 августа 2022 года.

Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца.

Цирк стал доступнее для людей с нарушением зрения

13 апреля, в День благотворителя и мецената, состоялась пресс-конференция, посвященная запуску инклюзивного проекта «Цирк на ощупь». В ходе мероприятия Российская государственная цирковая компания и Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд». Теперь наиболее востребованные цирки страны оснастят специальным оборудованием для тифлокомментирования, а также проведут обучение сотрудников работе с особенными зрителями. 

В пресс-конференции приняли участие директор Фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан,заместитель генерального директора Росгосцирка Татьяна Бушкова,президент АНО «Артмедиаобразование, телеведущая  Арина Шарапова, актриса Губернского театра, тифлокомментатор высшей категории, Елена Хабарова и руководитель Клуба «Мудрый пёс» Светлана Телицына. Спикеры рассказали о новом инклюзивном проекте, обсудили инклюзию в сфере культуры и искусства, особенности профессии тифлокомментатора, а также ответили на вопросы журналистов.

«Цирковое искусство не имеет границ, оно говорит на языке мира и должно быть в полной мере доступно для всех людей. Тифлокомментирование – это тот самый способ коммуникации, который позволяет незрячим зрителям оценить визуальную часть цирковых спектаклей, увидеть пусть не глазами, но сознанием. Слабовидящие и незрячие люди смогут сформировать полноценный образ того, что происходит на манеже», – отметила первый заместитель генерального директора Росгосцирка Татьяна Бушкова.

На первоначальном этапе проект охватит пять городов присутствия компании – Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Саратов и Нижний Тагил, где по предварительным подсчетам проживает порядка 15 тысяч человек с нарушениями зрения. Тем самым цирк и цирковое искусство станет ближе и понятнее тем, кто никогда бы его не увидел. В дальнейшем планируется масштабировать проект «Цирк на ощупь» на другие регионы.

«Фонд на протяжении 10 лет реализует программу для людей с нарушением зрения. Однако, ситуация с Росгосцирком уникальна тем, что впервые в нашей практике не фонд выходил с инициативой, а коллеги пришли к нам. Именно поэтому все происходит довольно быстро. Если на запуск тифлокомментирования в театрах нам понадобилось несколько лет, то с цирком мы это сделали за несколько месяцев, и дальше внедрение пойдет очень быстро, – отметила Фатима Мухомеджан. – Наша задача сделать жизнь незрячего полноценной, наполненной и разнообразной. Цирк – это досуг всегда семейный, это праздник и замечательные эмоции. И мне кажется, что этот проект даст еще больше возможностей для семейного досуга. Мы очень рады, что дан старт этому проекту. Я считаю, что он будет очень успешным».

Также в ходе пресс-конференции был анонсирован премьерный показ циркового мюзикла на воде «Одиссея» в сопровождении тифлокомментариев для зрителей с нарушениями зрения, который состоится 15 апреля в Санкт-Петербурге.  Словесное описание для представления подготовила специалист высшей категории по тифлокомментированию Ирина Слепченко. На премьеру приглашены эксперты от Всероссийского общества слепых и дети с особенностями зрения, которые получат уникальный шанс испытать совершенно новую палитру эмоций вместе со своими друзьями и близкими.

Церковь царевича Димитрия “На крови” стала доступней для посетителей Угличского кремля

8 апреля Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Министерство культуры РФ при информационной поддержке ТАСС открыли вторую для «Золотого кольца» тактильную модель, которая создана в рамках совместного проекта «Особый взгляд на «Золотое кольцо». Церковь царевича Димитрия «На крови» (1692 год) теперь доступна для всех посетителей Угличского кремля. 

Тактильная модель — уникальный и в то же время простой паттерн для знакомства с культурным наследием и историческими ценностями. Это тщательно проработанная трехмерная копия архитектурных решений, достопримечательностей, памятников и музейных экспонатов. Прикоснувшись к ней, слепые и слабовидящие люди могут лучше понять формы, структуры и размеры объектов, которые они познают.

 «Ценность инклюзивного общества, о котором мы говорим в рамках программы «Особый взгляд», в том, что нет деления людей по каким-то особенностям физическим, в том числе и особенностям восприятия этого мира, – сказал Владимир Плехов. –  Мы всегда говорим о том, что мы смотрим на этот мир каждый по-разному, у нас просто разный угол зрения, разное мировосприятие. Сегодня, говоря о проекте фонда «Искусство, наука и спорт» по созданию таких трехмерных точных копий, хочу отметить, что это не просто арт-объект, это действительно историческая реконструкция».

В России зарегистрировано около 300 000 людей с инвалидностью по зрению. 20% из них – люди в активном возрасте, которые стремятся вести динамичный образ жизни. Они любят путешествовать, изучают искусство, ходят в театры и музеи. Однако сейчас на территории России не многие архитектурные объекты имеют адаптированные тактильные модели, которые могли бы сделать туризм для людей с ограничениями по зрению доступным и комфортным. Решить эту проблему только лишь силами сотрудников музейных экспозиций и руководителей музейных комплексов зачастую невозможно. На помощь приходят инициативы, подобные проекту «Особый взгляд на «Золотое кольцо».

«Этот проект – это важный шаг, шаг к тому, чтобы наши святыни, наши объекты культуры приобретали все большую известность», отметил Епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совместный с Министерством культуры РФ уникальный социокультурный проект Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» «Особый взгляд на «Золотое кольцо» направлен на вовлечение людей с нарушениями зрения в культурную жизнь общества и решает проблему адаптации исторических объектов и музейных экспозиций «Золотого кольца». В рамках инициативы будут установлены уличные металлические тактильные модели для памятников архитектуры и культурного наследия России, часть из которых является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. 

«Мы с вами можем гордиться тем наследием, которое мы храним. И появляются такие удивительные объекты, которые помогают это наследие воспринимать людям с ограниченными возможностями. Это действительно великая миссия, которую на себя взял фонд «Искусство, наука и спорт», и огромное спасибо Алишеру Усманову за это великое дело, –  сказала директор Департамента культуры Правительства Ярославской области Марина Васильева. –  Я передаю слова благодарности от руководителя региона, от правительства Ярославской области всем, кто причастен к созданию этой тактильной модели. Для нас то, что делает Фонд и то, что происходит сейчас в Угличе – очень важно. Потому что мы считаем, что все люди имеют равные возможности на доступ к культуре, к ценностям, к наследию».

За 2021-2023 год архитектурные объекты восьми городов «Золотого кольца» станут доступными для незрячих туристов. Первая тактильная модель Дворца царевича Димитрия была открыта в Угличе в декабре 2021 года. Ежегодно до 200 тыс. туристов приезжают взглянуть на архитектурный памятник. Следующими к адаптации планируются такие архитектурные символы России, как Успенский собор во Владимире, Пожарная каланча в Костроме, Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом посаде, Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Рядом с каждой моделью будут установлены информационные таблички со шрифтом Брайля, рассказывающие о достопримечательности.

Фото: Иван Бизин

19-22 мая в Санкт-Петербурге пройдет Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра “Особый взгляд”

Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» должен был состояться в начале ноября 2021 года на Новой сцене Александринского театра, но из-за сложной эпидемиологической ситуации был перенесён на весну 2022 года.

Программа форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» включает три блока: театральный, междисциплинарный и образовательный. В рамках театральной программы пройдут показы инклюзивных и социальных спектаклей из разных городов страны, междисциплинарная программа будет составлена из проектов на стыке различных медиумов и смежных с искусством полей, затрагивающих социальную тематику.

Важной частью форума-фестиваля является образовательная программа, которая будет включать практические семинары, мастер-классы, воркшопы, лекции от ведущих специалистов в области инклюзии – режиссёров, педагогов, продюсеров, кураторов. Её участниками станут более 25 специалистов, работающих в области социального и инклюзивного театра. Часть мероприятий пройдёт в открытом формате для всех желающих.

В экспертный совет форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» традиционно входят актёры, режиссёры, театральные критики и специалисты в сфере социального искусства. В этом году экспертами форума-фестиваля стали директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум, руководитель магистерской программы по социальному театру ГИТИСа, член Попечительского совета Центра «Инклюзион» Елена Ковальская, независимый арт-критик, участница Киберфеминистского интернационала, куратор «Философского кафе» Алла Митрофанова, режиссёр, художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя Роман Феодори, а также театральные зрители из Санкт-Петербурга.

Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» задумывался как площадка для обсуждения социальных проблем. В программу отбираются спектакли, которые
затрагивают разные социальные темы — стигматизацию людей с инвалидностью, «сложных» подростков, необходимость реформирования психоневрологических интернатов и др.

«Программа Второго всероссийского форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» была подготовлена осенью 2021 года. Несмотря на изменение ситуации в России и мире, организаторы приняли решение оставить прежнюю программу, чтобы дать возможность коллективам показать свои работы широкому кругу зрителей, — комментируют организаторы форума-фестиваля. — Сейчас мы видим фестиваль в первую очередь как место встречи и взаимной поддержки тех, кто занимается инклюзивными и социальными проектами, кто представляет наиболее уязвимые социальные группы населения».

Полная программа Второго форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» опубликована на сайте specialviewfest.ru.

Регистрация на спектакли и перформансы для участников форума-фестиваля и продажа билетов для его зрителей будет открыта в конце апреля 2022 года.

Следить за новостями форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» можно на страницах Вконтакте проекта «Особый взгляд» и Центра творческих проектов «Инклюзион».

Завершились гастроли Владимира Спивакова и НФОР в Белгородской и Курской областях

С 21 по 27 марта 2022 года в Белгородской и Курской областях прошли гастроли Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Коллектив дал семь концертов при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и компании «Металлоинвест». Помимо областных центров выступления музыкантов состоялись в Старом Осколе, Губкине и Железногорске.

Во всех пяти городах в первом отделении концерта вместе с маэстро Владимиром Спиваковым и НФОР на сцену вышла молодая пианистка Мариамна Шерлинг. Воспитанница Московской консерватории, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреат престижных международных конкурсов в России, Болгарии, США, Италии исполнила сольную партию в Концерте для фортепиано с оркестром Эдварда Грига. Затем прозвучала сюита из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». 

«Мы всегда протягиваем руку помощи молодым. Это очень талантливая девочка, ей только 20 лет исполнилось, и она, конечно, необыкновенно одарена, у неё чудесно звучит рояль. Помимо технических возможностей, которые у неё достаточно высокие, она занимается у блестящих педагогов в московской консерватории – это старая школа людей, служителей – поэтому ей очень повезло. Ну и играть с таким оркестром это волнительно, конечно, я понимаю», – отметил народный артист СССР Владимир Спиваков.

Во втором отделении прозвучала музыка отечественных композиторов Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна. Известные многим композиции из оперы «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Лезгинка» Хачатуряна и вальс Дмитрия Шостаковича из кинофильма «Первый эшелон» особенно понравились слушателям и вызвали бурные апплодисменты.

На концертах 23 и 27 марта в Белгороде и Курске к оркестру Владимира Спивакова присоединилась Екатерина Петрова (сопрано) – выпускница Самарской академии культуры и искусств, солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Центра оперного пения имени Галины Вишневской, приглашенная солистка Большого театра России, лауреат международных конкурсов. В концертах с ее участием звучали произведения Чайковского, Дворжака, Пуччини и других авторов.

Поддержка инициатив в области искусства и сотрудничество с ведущими коллективами страны – одно из важнейших направлений деятельности благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Совместные с Национальным филармоническим оркестром России проекты, нацеленные на развитие доступности культуры и искусства в регионах, представляют собой яркий пример плодотворного сотрудничества. В рамках культурного взаимодействия стали регулярными выступления коллектива в российских регионах (прежде всего в Курской, Белгородской и Оренбургской областях) и в Узбекистане.

«Это большое счастье выступать в малых городах. И, конечно, мы бесконечно благодарны Фонду Алишера Бурхановича Усманова и «Всероссийским филармоническим сезонам», благодаря которым турне смогло состояться. Мы все всё понимаем, и нам кажется это очень важно – подарить людям радость. Не лишать людей прекрасного соприкосновения с чудом гармонии. Я думаю, что так как в России обострено это чувство прекрасного у людей, так в общем-то мало, где есть в мире», – сказал Владимир Спиваков.

Гастроли музыкальных коллективов наряду с грантовой поддержкой и образовательными программами являются важной частью формирования культурной платформы «Арт-Окно», главная цель которой – содействие развитию малых городов России, выстраивание коммуникаций между культурными площадками, а также создание программ дополнительного образования и обмена опытом с ведущими специалистами в сфере культуры. Особое внимание уделяется региональным программам, в том числе в городах присутствия предприятий компании «Металлоинвест» – Старом Осколе, Губкине, Железногорске и Новотроицке. Совместные усилия направлены на развитие городской инфраструктуры, консолидацию местных творческих сил, создание новых культурных площадок и поддержку социокультурных инициатив лидеров регионов и муниципалитетов.

Фото Павел Колядин

Адресная помощь, облегчающая людям с инвалидностью по зрению социализацию через гранты на обучение навыкам самообслуживания и ориентирования, а также компьютерной грамотности.

Конкурс на обучение основной профессиональной программе «Инструктор по пространственной ориентации» для слушателей, имеющих инвалидность по зрению из Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, 2022 г.