Образовательная программа Московской международной биеннале современного искусства

Первая лекция была посвящена направлению в послевоенной абстракции рубежа 1950-1560-х годов и критике абстрактного искусства в советской культуре.

В то время наследие русского авангарда было практически недоступно, и молодые художники пытались чуть ли не заново изобретать абстракцию по впечатлениям от международных выставок, образцов научной инфографики и даже карикатур из журнала «Крокодил». Как это ни странно, но официальная критика абстрактного искусства в СССР также служила источником для появления новых идей. В Советском Союзе абстрактное искусство стало не только художественным, но также социальным и политическим феноменом.

«Еще раз про любовь». Человек оттепели — попытка реконструкции — тема второго дня лекции. Лекция была посвящена антропологии оттепели. Это попытка описать сознание людей в период от начала 1950-х до конца 1960-х годов на материале произведений изобразительного искусства и кинематографа, образцов дизайна и материальной культуры.

Заключительной темой из цикла лекций образовательной программы в рамках выставки «За гранью предметности» из фонда русского абстрактного искусства в Белгородском художественном музее стала лекция: «1960-е на Западе и в СССР — начала и концы культурных эпох».

В разных контекстах период оттепели можно рассматривать как завершение большой эпохи индустриального модернизма 1920-1960-х годов и, вместе с тем, как начало современной культуры. Основной вопрос лекции: что появляется в этот период, а что сходит на нет, и какие проблемы оттепели приобрели актуальность на современном этапе.

Подписаться на новости Фонда