Специальные показы спектакля с закрытыми глазами «Белые ночи» в усадьбе Струйских

«Театр с закрытыми глазами» — это новый уникальный для России формат театра, в котором события разворачиваются в полной темноте. Всё действие основано на звуках, запахах, тактильных ощущениях и на 100% доступно для незрячих людей.

Впервые формат «театра с закрытыми глазами» был успешно опробован в 2014 году проектом «Спектакли-невидимки», который за три года объехал с гастролями более 20 регионов России в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».

Программный директор Фонда Мария Мельниченко рассказала: «В ноябре прошлого года в рамках „Биржи культурных проектов“ Санкт-Петербургского международного культурного форума мы учредили Грант в номинации „Театр с закрытыми глазами“. За несколько месяцев поступило более сотни заявок, победителем стал кукольный театр „Саквояж“ и Сочинское концертно-филармоническое объединение „Зимний театр“. Было принято решение поставить спектакль сразу в двух городах — Москве и Сочи. Грант „Театр с закрытыми глазами“ положил начало тиражированию инклюзивной практики по созданию произведений искусств для инвалидов по зрению».

Спектакль «Белые ночи» по повести Ф.М. Достоевского — это трогательная история о Мечтателе и его любви, которая рождается на фоне хрупкого и немного сказочного мира. Иллюзия ночей в спектакле создавалась за счет погружения зрительского зала в полную темноту, тем самым, лишая «реальности» и опоры и размывая границы между «видимой» жизнью и иллюзией. Белыми (видимыми) ночи стали благодаря остальным человеческим чувствам — обонянию, осязанию, слуху. Зрители смогли в прямом смысле «прикоснуться» к великолепной архитектуре Санкт-Петербурга, каменным львиным головам с отбитыми носами и кованым ограждениям мостиков через каналы.

Особенностью московского «спектакля с закрытыми глазами» стало участие в постановке незрячей актрисы Яны Наместник. В 2015 году девушка уже становилась участницей подобной постановки. Кроме нее в спектакле работали актеры Филипп Хитров, Егор Сальников, режиссер — Екатерина Негруца.

«Участие в спектакле невидящего актера, так же, как и погружение зрителей в темноту, стирает границы между зрячей и незрячей аудиторией», — рассказала режиссер спектакля Екатерина Негруца, — нам важно было показать, что человеческий разум и воображение настолько сильны, что разбивают условные границы и делают мир безграничным для всех».

Серия бесплатных показов в Москве будет доступна для незрячих и слабовидящих зрителей в течение всего года.

Подписаться на новости Фонда